Высокий ключ (High Key) теория и практика, мифы и реальность.

lik13vvs

Member
Joined
Sep 11, 2010
Messages
10
Reaction score
13
Age
19
Продолжение 2

Три части сообщения собраны в одно сообщение внизу.
 
Last edited by a moderator:

lik13vvs

Member
Joined
Sep 11, 2010
Messages
10
Reaction score
13
Age
19
Почему возникло желание поднять этот вопрос. Да всё просто, столько всякого мусора вокруг, что авторитетные первоисточники похоронены под слоем грязи и уже не понятно что есть что… давайте попробуем разобраться вместе....
Итак " Высокий ключ" что это такое? Но сначала что такое вообще «ключ»? Вот ведь засада термином пользуемся, а что такое не знаем… Давайте посмотрим теорию. Фотография — относительна по сути, ну кто его знает какая была освещённость на той поляне которую Вы снимали 3 недели назад, а так хочется показать именно то, что снимали тогда, что же делать? Такой вопрос звучал ещё в позапрошлом веке… и ( иногда ) звучит и сейчас Но всё же как??? И вот тут умные головы думали думали и придумали… каждый конечно придумал своё, кто лучше, кто хуже, но удачнее всего придумал Адамс — если разбираться но его зонная теория, до сих пор лежит в основе фотографии и не только фотографии, она оказалась так удачно, что лежит и в основе цифровой графики… вот как бывает… Не будем рассматривать всю теорию ( кто захочет сам посмотрит, хотя бы в Википедии… ), однако стоит обратить внимание на ступень V (Стандартный серый тон (отражательная способность 18%)). почему именно на неё — так ведь это ( наверное всем известная ) " Серая карта ". Зачем она нужна? Да нужна она всего для 2-х задач 1-контроль баланса белого и контроль освещённости обьекта. Тут много нюансов и не будем рассматривать всю теорию ( это не одна книга получится), но если мы снимаем «серую карту» на фоне обьекта и потом получаем на фотографии такую же градацию серого как и «серая карта» то мы получаем ( вот он момент истины) — нормальный или mid ( midl ) key !!!!
А что тогда «Высокий ключ» ( а если быть скрупулезно точным " верхний уровень ключа") — это когда снятая на фоне объекта «серая карта» — на фотографии располагается не в зоне V, а в зоне VII ( То есть в более высоких значениях шкалы Адамса) — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО — БЕЗ ПОНЯТИЯ ЭТОГО РАЗГОВАРИВАТЬ О " ВЫСОКОМ КЛЮЧЕ " ВООБЩЕ БЕСПОЛЕЗНО...!!!!

Ну с «ключём» — разобрались. Теперь всё же стоит определится что такое «Высокий ключ». Немного порывшись в литературе находим такое определение " Портрет в светлой тональности — это такой портрет, тональное решение которого определяется тем, что тёмные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей" — «Техника и технология фотосьёмки» — Фельдман, Курский. Сразу можно сказать — другого определения хоть с какой-либо мало-мальской привязкой к ЛЮБОМУ значению за последние 20 лет не найдено ( если найдёте поделитесь пожалуйста) .

Определение есть, но всплывает понятие «семиступенчатая шкала плотностей» — что за зверь ???.. Зверь то этот живёт и здравствует, хотя многие о нём и не подозревают. Так что же это ??? Всё просто — это динамический диапазон фотографии. Да, диапазон плотностей ( или градаций света, или максимальная контрастность) — ограничен не полными 7-ю ступенями экспозиции ( типографский текст на белой бумаге может дать максимальную контрастность 1:60 ( закон Вебера — Фехнера ) а 7 ступеней экспозиции дают контрастность 1:64 — опять ЗТ Адамса.)

Исходя из этого можно с достоверностью сказать — самые тёмные места фотографии выполненой в технике «Высокого ключа» не должны быть темнее значения 64 в 256-бальной шкале.
Итак миф первый — " в «Высоком ключе» должен быть чёрный акцент".
Чёрного в «Высоком ключе» быть не может!!! См. определение Фельдмана

Пример фото в «Высоком ключе» ( кадрирование сделано под рекламную надпись, которая убранна, дабы не обвинили в рекламе.))))




Мы вроде выяснили, что чёрного в «Высоком ключе быть не должно. теперь давайте рассмотрим проблемы контраста.

Мы уже определились, что максимальная контрастность фотографии 1:60 ( хотя на практике достичь такого вряд ли удастся, особенно на „серебрянной“ бумаге, раньше приводились такие данные, максимальная контрастность для фотобумаги 1:32 ).
Но становится проблема с общей точкой отсчёта, как с этим определится. Если плясать от чёрного, то в зависимости от бумаги, краски, проявителя и прочих факторов точка чёрного может и выглядеть по разному и определить её алгоритмом не получается. Другой вопрос точка белого. Несмотря на то, что выглядеть она может тоже по разному, её можно чётко определить, для фотобумаги — участок не тронутый проявителем, для цифровой печати — участок не тронутый чернилами. Вроде и не нужный, на первый взгляд, вывод — считать всегда нужно от белого.....

Теперь давайте посмотрим одну картинку



Картинка вроде совсем понятная, единственное что можно добавить — это то, то на подложке была сделана градиентная маска от 0 до 100 % и было произведено размытие при малой глубине резкости радиусом 100 пиксел.
Давайте посмотрим на результат. с одной стороны „нормальная“ плотность фотографии с охватом 5 ступеней экспозиции + „чисто-чёрный“ и „чисто-белый“ ( насколько это возможно для фотографии) получается 7 ступеней экспозиции — больше на „бумаге“ всё равно не вытянуть… с другой стороны всего 3 ступени — 2 „значимых“ и „чисто-белый“ на обоих половинах контрастности хватает… причём опускаясь в сторону размытия можно констатировать, что при 2-ступенях экспозиции и размытии примерно радиусом 80-90 пиксел — хватает и резкости....

Этим разрушается второй миф — фотография должна быть резкой и контрастной. По утверждению Дыко портрет в светлой тональности должен быть нежным и низко контрастным, что придаёт ему особую лёгкость… Однако вынужден Вас сразу огорчить, делая такие фотографии Вы будете иметь большой успех на „бумажных“ носителях, но в интернете популярности Вам не завоевать… Во-первых интернет большинство любит по ярче, по резче и по контрастнее, Во-вторых интернет-большинство испорченно „Высоким ключём“ на чёрном фоне… или точнее и в-третьих на не откалиброванном мониторе такую фотографию просто не увидеть...

пример фоторграфии подготовленной под печать „в выставочном варианте“

http://iso100.ru/photo_show/142786.html

и то что приходится делать для интернета, хотя тоже проходит под все требования „Высокого ключа“



Миф третий- „Высокий ключ“ можно сделать в фотошопе и не стоит и напрягаться

Это не совсем миф, точнее миф, но такой скользкий...))). В фотошопе можно сделать подобие высокого ключа и если постараться, то на экране монитора большой разницы не будет, также её не будет практически видно при печати в маленьких форматах, но если Вы надумаете напечатать это дело в формате А4 ( не приведи Господь говорить про формат А1 и выше), то моё обьяснение Вам будет уже не нужно .....))))

Итак утверждение — »Высокий ключ" СНИМАЕТСЯ!!! Обработку конечно никто не отменял, но далеко не из любого сырца можно сделать хоршее фото. Давайте рассмотрим 2 фотографии ( художественную сторону трогать не будем, только техника)
Фото снятое в технике «Высокого ключа»



и не в этой технике



( для образца использовались не РАВ-файлы, а просмотровщики полученные при сьёмке )

Итак посмотим гистограммки этих фотографий




Разницу обьяснять наверное не стоит...))))

Причём фото в технике ВК проверим на пересвет...


Обратите внимание, на этой фотографии и белого то нет, все цвета сохранены и хотя в ВК, на фоне, допускается и чаще всего используется белый цвет ( градации цвета снять много тяжелее, но и много интереснее, как на вот этой фотографии




ВАЖНО!!! Отсутствует белый цвет на информационно-важной области. Для портрета — на лице, хотя блики на глазах допускаются. То есть на этой фотографии нет потери информации в светах!!!

Теперь разбираем освещение лица, точнее уровни освещения...




И что мы видим у фото в ВК большая площадь поверхности лежит в 3-х ступенях экспозиции ( по шкале Адамса) VII,VII и IX, а у другого пик приходится на IV ступень. Что нам нужно сделать, чтобы получить фото в ВК? Добится того, что бы самое тёмное значение было не ниже 64-х по 256 бальной шкале. Не буду мудрствовать, сделаю это уровнями...


Собственно первая в коррекции не нуждается и 2 телодвижения для второй




Разница видна даже при беглом взгляде, но давайте копнём немного глубже.
на первой фотографии ниже значения 64 практическая пустота, можно сказать, что область лица лежит в 3-х верхних ступенях имея при этом 128 + 64 = 192 градации света, на второй область лица лежит в II-VII и немного в VII ступенях имея при этом 30+64+32+16+8+4+2 = 156 градаций света, то есть на момент сьёмки ВК выигрывает почти 40 градаций!!! При этом пик на второй фотографии приходится на значение 40, — 6-я ступень -всего 32 градации Основная площадь изображения имеет всего 32 градации света !!!, в отличии от ВК — пик приходиться на 8-ю ступень 128(127) -256(255) и имеет 128 градаций света!!! Представляете разницу в свето-тональном переходе? можете построить градиенты и увидите эффект постеризации возникающий при прямом переводе, а можете посмотреть тут



Давайте рассотрим эту картинку по подробнее:
1 — это по сути просто уровни света 7 ступени — всего 32 уровня.
2- чисто «механическая растяжка 7 ступени в 8-ю ступень, при этом диапазон смещается в 8-ю ступень полностью. Обратите внимание на гистограмму справа. Сглаживания тонов не произошло, на одну значимую ступень приходится 3 ступени пропуска ( „расчёска“)
3 — тоже что и 2, но увеличивается размах растяжки, „расчёска“ стала крупнее.
А вот теперь немного не по порядку, но так надо.
6 — 7-градиент 33-255 — это то, что получается на снимке при правильной сьёмке „высокого ключа“. Конечно гистограмма не получится такой, распределение по количеству будет резко отличаться. Будет сильное смещение в светлую сторону, однако она будет такой же не прерывной.
и наконец 4 — это попытка „умной“ растяжки 7-й ступени в диапазон 33-255. „Расчёска на гистограмме явно присутствует, правда нет провалов, однако изображение стало не намного лучше… Это видно и в электронном виде, однако кто хочет может скачать файлик с этими градиентными полосами и распечатать его, что бы посмотреть результат на бумаге. Файл конечно большой, подготовлен под печать, но есть тут…

http://www.photoshare.ru/photo6903569.html

Хотя его можно сделать и самостоятельно, минут за 15.....

Вот по сути в вся разница. Но по пути можно разрушить ещё один миф В высоком ключе можно снять кого-угодно, а не получится ...))) ВК — привилегия блондинок и блондинов, не возможно сделать ВК с черноволосой моделью, не получится волосы вытянуть, будут они смотреться серой массой ( посмотрите на зрачки на второй фотографии) ну и конечно же нельзя снять ВК на чёрном фоне… думаю это уже не надо обьяснять .....))))

Что ещё можно сказать о мифах?
Многие считают, что раз ВК, то можно полностью потерять тени на лице (для портрета). Это не правда, это оправдание своих кривых рук…. Ну конечно можно сослаться на известные портрет( а точнее серию — кажется она называется — «белая серия) Джона Леннона, однако данная фотография снималась под конкретную цель, во вторых отсутствие половины лица — авторский приём, для решения определённых задач, в третьих там и контуры отсутствуют. А когда на информационной части фотографии ( для портрета на лице) на лбу и щеках полная потеря информации по цвету, свету и контрасту ( значение цвета 255-255-255 ), то это не авторское решение, а банальный брак…. По типографским требованиям, если участок с потерей информации о цвете (255-255-255 или 0-0-0 ( вк не касается, но всёже) превышает 6 ( по другим данным 25 ) соединённых пикселов — фото относят в брак и в цедом виде с ним не работают. привожу пример брака ( специально испортил фото ....)))))) потеря информации о цвете на руках ( белые пятна)




Ну и ещё иногда утверждают, что ВК — ч/б фотография. Это полный бред. ВК — как правило!!! ч/б фотография. Почему, ответ прост, при сьёмке в цвете на крайних значениях света начинаются цветовые искажения — это раз и при сьёмке в цвете добавляется цветовой контраст, тоже не очень удобная для ВК штука. Однако снимать ВК в цвете можно и снимают, правда реже....

Portrait in the High key 31 color (Портрет в Высоком ключе 31 цвет.)



Ну вот кажется и все мифы, хотя если вылезет что то ещё, конечно к этому вернёмся. А теперь немного о реалиях „Высокого ключа“

Итак, какой должна быть фотография в „Высоком ключе“

Много тут было написано, давайте всё это систематизируем.
Получается, что фотография в ВК должна быть:
1 СВЕТЛОЙ — согласно определения Фельдмана самые тёмные участки не темнее значения 64 в привязке к 256 градационной шкале светлоты
2 НИЗКО КОНТРАСТНОЙ — да собственно и не получится по другому, если самые тёмные значения не ниже 64, то получается, что фото снято всего в 3-х ступенях экспозиции, контраст 1:8 ( бумажный носитель в состоянии выдать контраст 1:60)
3 ЛЁГКОЙ — это уже вопрос к художественной стороне фотографии, поэтому его не описать в двух словах, да и каждый сам определяет лёгкость....)))
4 ВОЗДУШНОЙ — не смотря на то, что нижнее значение всего 64 — всё равно фотографию можно сделать ровно серой, потеряв все свето-тональные переходы, а ведь именно те 190 ± градаций света создают особое восприятие фото в ВК
5 МАЛО РЕЗКОЙ — да, вот именно этот пункт и обрезает возможности фото в интернете, дело в том что существует обычная резкость, и её никто не отменял, однако на обычной фотографии к резкости добавляется ещё и локальный контраст, то есть резкость то может быть и пониженна, однако в связи я тем, что граница может проходить по двум цветам, с большим уровнем контрастности, визуально резкость увеличивается, а фото в ВК имеет низкий общий контраст и соответственно низкий локальный контраст ( контраст не по фото в целом, а контраст между двумя цветами), что зрительно уменьшает резкость. и неграмотные люди не воспринимают такие фотографии, хотя и сделать их труднее и смотрятся они интереснее, ОВК ( оптимальный визуальный контраст ) ещё никто не отменял, да и не сможет отменить....

И САМОЕ ВАЖНОЕ — ФОТОГРАФИЯ НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПОТЕРИ ИНФОРМАЦИИ О ЦВЕТЕ В ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАЧИМЫХ ОБЛАСТЯХ — то есть, на примере портрета, не должно быть значения цвета 255-255-255 на лице. Если присутствует участок со значением цвета 255-255-255 размером более 6 пиксел, то большинство типографий отнесёт такое фото в БРАК. Да так оно по сути и есть, мы что-то снимаем, что бы показать, а показываем, отсутствие снятого… дурнее и не придумать.....
В результате мы можем получить на выходе примерно такие фотографии...



Эти и другие фотографии в технике «Высокого ключа» можно посмотреть тут;



P.S. Если Вы надеетесь найти в интернете признание или популярность при помощи фотографий в технике «Высокого Ключа» — не надейтесь...))) Всегда найдётся тот, кто не читал книг, не занимался этим вопросом серьёзно, но очень хорошо помнит фразу 80-х годов… “«Высокий Ключ» — высший пилотаж в портрете». А как хочется уметь делать высший пилотаж....))) Плюс к этому ВК — это всё же для бумаги… и инете, на ВЫСОКО КОНТРАСТНЫХ мониторах НИЗКО КОНТРАСТНАЯ фотография — это далеко не выигрышный вариант… Вот и путают истинное с желаемым, хотя предупреждение есть и в книгах серьёзных фотографов

Ну а в основном никто не хочет искать теорию ВК в книгах, а предпочитают копаться в инете, где непонятно кто и что написал, но это почемуто воспринимается как истина....))) Убедительная просьба ни верьте ничему, кроме книг классиков от фото и делайте выводы сами ))) А в основном в инете бывает так… )))) На все просьбы я не получил ни одной ссылки на книгу ( ни на одну ), ни одного названия книги...))) Короче ничего кроме нападок .....))))) Ну мне не привыкать ....))))

http://kemclub.ru/photo/3650678/

И так бывает.....)))))

продолжение следует....
далее будем рассматривать постановку света для вк и потом обработку фотографий в ВК

удачи
 
Last edited by a moderator:

tachyon

New member
Joined
Jul 17, 2008
Messages
1
Reaction score
0
Просто отличная статья , великолепные снимки, большое спасибо, есть возможность учится
 

vassiliy10

New member
Joined
Jan 17, 2012
Messages
1
Reaction score
0
Спаасибо, очень интересная и полезная информация!
 
Top