Хотите знать рецепт «приготовления» идеального гражданина? Он очень прост… Еще а начале ХХ века, немецкий философ Шпенглер, предвидя небывалое развитие СМИ и все возрастающую роль информации в обществе, писал: «В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью — «волю народа».
Шпенглер, конечно, и представить себе не мог, на каком уровне окажутся сегодняшние средства информации и коммуникаций. Но, в одном он оказался прав – современные СМИ, являясь основой информационного общества, уже не только расширяют информационные горизонты и поставляют новости.
Два кита информационного пространства – маркетинг и пропаганда, тесно переплетясь, определяют облик современного общества: внушают желания и страхи, создают тренды, развязывают войны и да - направляют «волю народа».
О роли современного маркетинга [наука о том, как впендюрить ненужное], сегодня уже, даже, как-то и спорить не прилично. Круглосуточно, с постоянством и упорством, которым мог бы позавидовать сам Сезиф, современные маркетологи, подменяя свободу выбора, иллюзией такой свободы, создают потребность покупать.
Реклама, заполонившая все вокруг, дает свои плоды: на сегодняшний день, усилиями маркетологов, практически закончено создание человека потребляющего - «идеального потребителя». Это, такой себе жизнерадостный болван, представляющий собой, по словам, другого философа, Александра Зиновьева – что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.
Неважно, что ты пользуешься телефоном, всего лишь, несколько раз в день. Главное – зайти в переполненную маршрутку, держа в руках новенький iPhone 6 и вызвать чувство зависти у остальных… А завтра, испытывая сильнейший стресс, в панике искать новую и более «навороченную» модель, чтобы, упаси Господи – что подумают окружающие, не отстать от моды.
Не отстает от маркетинга и пропаганда [наука о том, как заставить человека не думать]. Проект «Стена», пока не реализованный в металле и бетоне, уже прочно обосновался в сознании людей.
Этот разделяющий барьер, проходит уже не через административные границы. Эта информационная «система заграждений», лучше всяких противотанковых рвов, уже разделила простых людей, проходя через нации, коллективы, общины, а, порой и семьи.
Пропаганда не оставляет места сомнениям и критическому отношению к окружающей действительности. Действительно, зачем думать и задавать вопросы? Зачем сомневаться? Зачем искать альтернативные источники информации? Все уже придумано и подано через СМИ. Думать не надо. Ведь задача пропаганды – создать «идеального исполнителя».
Симбиоз маркетинга и пропаганды, это очень эффективное средство массового поражения сознания людей. Ежедневно мы узнаем о том, что нас окружают враги: от перхоти и кариеса, до российских танков и пятой колонны в собственной стране.
Ежедневно нам внушают, созданное через СМИ чувство страха перед этими врагами, и острую необходимость бороться с этой опасностью. Бороться с выпадением волос, ржавой сантехникой, накипью и с инакомыслием в собственных мозгах и мозгах соседей.
Каждый день, реклама и пропаганда, внушают чувство неполноценности простым, обычным людям. Согласитесь, что подавляющее большинство населения, не способно повторить даже простейший рекламный трюк: улыбающаяся семья выходит из супермаркета с кучей пакетов, заполненных доверху покупками, садиться в новенький автомобиль и радостно уезжает в свой любимый банк, за новой кредиткой…
Простой работяга, придя домой вечером и, включив телевизор, узнает, что где-то, без него, развернули гигантское полотнище национального флага, создали огромную «живую» надпись «ПТН – ПНХ», засунули очередного политика в мусорный контейнер, или, всем городом, исполнили номер хорового пения…
У простого человека нет возможности совершать каждодневный и «крутой» шопинг, и за ежедневной необходимостью решать вопросы выживания и функционирования семьи, он не может принимать участие в инсталляциях массового хорового пения и рисования на стенах подъездов патриотических лозунгов.
Но, этого как раз и добивались реклама и пропаганда.
Все, клиент готов! Ему начали прививать ложные чувства вины и стыда…
Человеку начинает казаться, что это только он, один, так неправильно живет, думает и поступает. Это он, один, не может позволить себе новый автомобиль и отдых в Анталии, и это только он, такой неправильный, не хочет бороться с памятниками и бросать бутылки с зажигательной смесью в офис какой-то партии.
А далее, человеку обязательно расскажут о том, что… вся нация пребывает в единении. Что все сплочены вокруг одной цели – победить всех врагов: от морщин и целлюлита до агентов ФСБ в собственном подъезде.
Не надо думать! Не надо задавать себе вопросов! У тебя есть враг и с ним нужно бороться!
Кто-то оставит все сомнения, как ненужную обузу, кто-то будет мучаться угрызениями совести, сомневаться, и спорить полушепотом с домашними на кухне, но все они, когда это будет нужно системе… уверенно поднимут руку и проголосуют «За!». За смертный приговор иной точке зрения и за чистку рядов от неугодных.
Если не надо будет голосовать, то они просто, стыдливо опустив глаза, промолчат, когда у них будут отбирать зарплаты, пенсии, свободу слова, а потом и саму жизнь. Ведь так думают все – в телевизоре сказали! Сомневаться в эффективности средства от перхоти, еще позволительно, но - не желательно, а сомневаться в правильности «генеральной линии» - уже опасно.
Они будут молчать, не веря собственным глазам и карманам, когда будут видеть все расширяющуюся пропасть между ними и властью, между бедностью и богатством. Они промолчат, когда вместо нового детского садика, начнется строительство лагеря для тех, кто отказывается верить лживой пропаганде.
Разве не этого от вас добиваются те, в чьих руках сегодня средства информации и коммуникаций? Те, кто владеет СМИ. Те, кто год от года рассказывает вам сказки о «светлом завтра». Те, кто «размораживая» себе зарплаты, пенсии и льготы, продолжают призывать вас потерпеть, и в очередной раз «затянуть пояса».
Вот так «готовится» идеальный гражданин…
Сплоченное, мыслящее общество, люди, способные рассуждать и выбирать, люди, наделенные действительной свободой выбора – враги современного общества. Они враги тех, кто делает деньги на людях, на их желаниях, устремлениях, чувствах. Они враги не только потому, что имеют свое мнение, но и потому, что уважают право на мнение других.
Почему?
Этих людей трудно обманывать, их тяжело, практически невозможно, «развести на бабки», обмануть в масштабах целого государства. Такие люди, просто не позволят это сделать. Трезво мыслящий, свободный человек. Идущий по пути осознанного выбора…
Это сейчас не в моде, это моветон. Это солнце, мешающее холодному софиту на подмостках шоу бизнеса. Это улыбка Джаконды, безвозвратно исчезающая за туманом искрящихся пузырьков углекислого газа в пивной бутылке.
Это лучики радости в глазах ребенка, которые могут быть перечеркнуты уродливыми линиями колючей проволоки…
Шпенглер, конечно, и представить себе не мог, на каком уровне окажутся сегодняшние средства информации и коммуникаций. Но, в одном он оказался прав – современные СМИ, являясь основой информационного общества, уже не только расширяют информационные горизонты и поставляют новости.
Два кита информационного пространства – маркетинг и пропаганда, тесно переплетясь, определяют облик современного общества: внушают желания и страхи, создают тренды, развязывают войны и да - направляют «волю народа».
О роли современного маркетинга [наука о том, как впендюрить ненужное], сегодня уже, даже, как-то и спорить не прилично. Круглосуточно, с постоянством и упорством, которым мог бы позавидовать сам Сезиф, современные маркетологи, подменяя свободу выбора, иллюзией такой свободы, создают потребность покупать.
Реклама, заполонившая все вокруг, дает свои плоды: на сегодняшний день, усилиями маркетологов, практически закончено создание человека потребляющего - «идеального потребителя». Это, такой себе жизнерадостный болван, представляющий собой, по словам, другого философа, Александра Зиновьева – что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.
Неважно, что ты пользуешься телефоном, всего лишь, несколько раз в день. Главное – зайти в переполненную маршрутку, держа в руках новенький iPhone 6 и вызвать чувство зависти у остальных… А завтра, испытывая сильнейший стресс, в панике искать новую и более «навороченную» модель, чтобы, упаси Господи – что подумают окружающие, не отстать от моды.
Не отстает от маркетинга и пропаганда [наука о том, как заставить человека не думать]. Проект «Стена», пока не реализованный в металле и бетоне, уже прочно обосновался в сознании людей.
Этот разделяющий барьер, проходит уже не через административные границы. Эта информационная «система заграждений», лучше всяких противотанковых рвов, уже разделила простых людей, проходя через нации, коллективы, общины, а, порой и семьи.
Пропаганда не оставляет места сомнениям и критическому отношению к окружающей действительности. Действительно, зачем думать и задавать вопросы? Зачем сомневаться? Зачем искать альтернативные источники информации? Все уже придумано и подано через СМИ. Думать не надо. Ведь задача пропаганды – создать «идеального исполнителя».
Симбиоз маркетинга и пропаганды, это очень эффективное средство массового поражения сознания людей. Ежедневно мы узнаем о том, что нас окружают враги: от перхоти и кариеса, до российских танков и пятой колонны в собственной стране.
Ежедневно нам внушают, созданное через СМИ чувство страха перед этими врагами, и острую необходимость бороться с этой опасностью. Бороться с выпадением волос, ржавой сантехникой, накипью и с инакомыслием в собственных мозгах и мозгах соседей.
Каждый день, реклама и пропаганда, внушают чувство неполноценности простым, обычным людям. Согласитесь, что подавляющее большинство населения, не способно повторить даже простейший рекламный трюк: улыбающаяся семья выходит из супермаркета с кучей пакетов, заполненных доверху покупками, садиться в новенький автомобиль и радостно уезжает в свой любимый банк, за новой кредиткой…
Простой работяга, придя домой вечером и, включив телевизор, узнает, что где-то, без него, развернули гигантское полотнище национального флага, создали огромную «живую» надпись «ПТН – ПНХ», засунули очередного политика в мусорный контейнер, или, всем городом, исполнили номер хорового пения…
У простого человека нет возможности совершать каждодневный и «крутой» шопинг, и за ежедневной необходимостью решать вопросы выживания и функционирования семьи, он не может принимать участие в инсталляциях массового хорового пения и рисования на стенах подъездов патриотических лозунгов.
Но, этого как раз и добивались реклама и пропаганда.
Все, клиент готов! Ему начали прививать ложные чувства вины и стыда…
Человеку начинает казаться, что это только он, один, так неправильно живет, думает и поступает. Это он, один, не может позволить себе новый автомобиль и отдых в Анталии, и это только он, такой неправильный, не хочет бороться с памятниками и бросать бутылки с зажигательной смесью в офис какой-то партии.
А далее, человеку обязательно расскажут о том, что… вся нация пребывает в единении. Что все сплочены вокруг одной цели – победить всех врагов: от морщин и целлюлита до агентов ФСБ в собственном подъезде.
Не надо думать! Не надо задавать себе вопросов! У тебя есть враг и с ним нужно бороться!
Кто-то оставит все сомнения, как ненужную обузу, кто-то будет мучаться угрызениями совести, сомневаться, и спорить полушепотом с домашними на кухне, но все они, когда это будет нужно системе… уверенно поднимут руку и проголосуют «За!». За смертный приговор иной точке зрения и за чистку рядов от неугодных.
Если не надо будет голосовать, то они просто, стыдливо опустив глаза, промолчат, когда у них будут отбирать зарплаты, пенсии, свободу слова, а потом и саму жизнь. Ведь так думают все – в телевизоре сказали! Сомневаться в эффективности средства от перхоти, еще позволительно, но - не желательно, а сомневаться в правильности «генеральной линии» - уже опасно.
Они будут молчать, не веря собственным глазам и карманам, когда будут видеть все расширяющуюся пропасть между ними и властью, между бедностью и богатством. Они промолчат, когда вместо нового детского садика, начнется строительство лагеря для тех, кто отказывается верить лживой пропаганде.
Разве не этого от вас добиваются те, в чьих руках сегодня средства информации и коммуникаций? Те, кто владеет СМИ. Те, кто год от года рассказывает вам сказки о «светлом завтра». Те, кто «размораживая» себе зарплаты, пенсии и льготы, продолжают призывать вас потерпеть, и в очередной раз «затянуть пояса».
Вот так «готовится» идеальный гражданин…
Сплоченное, мыслящее общество, люди, способные рассуждать и выбирать, люди, наделенные действительной свободой выбора – враги современного общества. Они враги тех, кто делает деньги на людях, на их желаниях, устремлениях, чувствах. Они враги не только потому, что имеют свое мнение, но и потому, что уважают право на мнение других.
Почему?
Этих людей трудно обманывать, их тяжело, практически невозможно, «развести на бабки», обмануть в масштабах целого государства. Такие люди, просто не позволят это сделать. Трезво мыслящий, свободный человек. Идущий по пути осознанного выбора…
Это сейчас не в моде, это моветон. Это солнце, мешающее холодному софиту на подмостках шоу бизнеса. Это улыбка Джаконды, безвозвратно исчезающая за туманом искрящихся пузырьков углекислого газа в пивной бутылке.
Это лучики радости в глазах ребенка, которые могут быть перечеркнуты уродливыми линиями колючей проволоки…