Можно ли "резать" верх головы на крупных портретах?
Краткий вариант:
Если строить композицию исходя из правил "Третей" и/или "Золотого сечения", то глаза, как самая важная часть портрета, по идее, должны попадать рядом с линиями и пересечениями. Это, как меня поправляют старшие товарищи, не догма, а только точки отсчёта для дальнейшего построения композиции, которая строится часто интуитивно. =: ) При этом и получается, что макушка оказывается "отрезанной". =: )
Развёрнутый вариант:
Вот кадр без кропа, то есть — в том виде, как он был сделан. =: ) Это не крупный портрет, но он может послужить заготовкой для объяснения:
Но начать надо немного с другого, а именно — с понимания того, как устроено человеческое лицо и что в нём для зрителя важнее всего. В этом нам помогут... художники-карикатуристы! Вот известный рисунок гениального Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup) и на нём мы можем видеть, что для передачи эмоций карикатуристу достаточно лишь формы губ, глаз и положения бровей:
Все эти части лица располагаются в нижней его половине:
То есть, для получения представления об эмоции человека, изображённого на портрете, нам достаточно информации из нижней половины лица, в то время как верхняя его половина практически никакой подобной информации в себе не несёт. И если мы скадрируем крупный портрет таким образом, чтобы голова целиком влезала в кадр, то мы получим такую картинку, где верхняя половина кадра не занята информацией, а нижняя — перегружена:
То есть, грубо говоря, мы оставляем ненагруженной половину кадра. Очень расточительно! Но и это ещё не всё, как говорят в "Магазине на диване". =: )
В портрете очень важно, чтобы получился контакт изображения со зрителем. Очень желательно, чтобы возникало ощущение того, что человек этот находится прямо перед тобой. Если кадр будет скадрирован так:
...то получится, что наши глаза, расположенные по нашим ощущениям в верхней части головы, будут упираться взглядом в лоб человека, а не в глаза того, кто изображён на портрете. "Глаза в глаза" посмотреть уже не получается!
Всё это вместе и позволяет фотографам безболезненно "резать" верхнюю часть головы при кадрировании крупного портрета. =: ) Кстати, когда портрет очень крупный, то подбородок стараются оставить максимально нетронутым, насколько это возможно:
Это делается для того, чтобы оставить максимум информации об эмоции человека (подбородок — это нижняя челюсть/рот — то, что влияет на демонстрацию эмоции, в отличие ото лба).
Ну и в заключении необходимо сказать, что построение композиции — это намного более сложный процесс, чем просто прикладывание "Третей" или "Золотого сечения". Тут всё намного сложнее. И проще. =: )
Автор: Антон Мартынов
![crop_3.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/crop_3.jpg)
Краткий вариант:
![crop_3_thrids.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/crop_3_thrids.jpg)
Если строить композицию исходя из правил "Третей" и/или "Золотого сечения", то глаза, как самая важная часть портрета, по идее, должны попадать рядом с линиями и пересечениями. Это, как меня поправляют старшие товарищи, не догма, а только точки отсчёта для дальнейшего построения композиции, которая строится часто интуитивно. =: ) При этом и получается, что макушка оказывается "отрезанной". =: )
Развёрнутый вариант:
Вот кадр без кропа, то есть — в том виде, как он был сделан. =: ) Это не крупный портрет, но он может послужить заготовкой для объяснения:
![crop_nocrop.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/crop_nocrop.jpg)
Но начать надо немного с другого, а именно — с понимания того, как устроено человеческое лицо и что в нём для зрителя важнее всего. В этом нам помогут... художники-карикатуристы! Вот известный рисунок гениального Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup) и на нём мы можем видеть, что для передачи эмоций карикатуристу достаточно лишь формы губ, глаз и положения бровей:
![Herluf_Bidstrup_pic.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/Herluf_Bidstrup_pic.jpg)
Все эти части лица располагаются в нижней его половине:
![woman_face.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/woman_face.jpg)
То есть, для получения представления об эмоции человека, изображённого на портрете, нам достаточно информации из нижней половины лица, в то время как верхняя его половина практически никакой подобной информации в себе не несёт. И если мы скадрируем крупный портрет таким образом, чтобы голова целиком влезала в кадр, то мы получим такую картинку, где верхняя половина кадра не занята информацией, а нижняя — перегружена:
![crop_2_half.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/crop_2_half.jpg)
То есть, грубо говоря, мы оставляем ненагруженной половину кадра. Очень расточительно! Но и это ещё не всё, как говорят в "Магазине на диване". =: )
В портрете очень важно, чтобы получился контакт изображения со зрителем. Очень желательно, чтобы возникало ощущение того, что человек этот находится прямо перед тобой. Если кадр будет скадрирован так:
![crop_2.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/crop_2.jpg)
...то получится, что наши глаза, расположенные по нашим ощущениям в верхней части головы, будут упираться взглядом в лоб человека, а не в глаза того, кто изображён на портрете. "Глаза в глаза" посмотреть уже не получается!
Всё это вместе и позволяет фотографам безболезненно "резать" верхнюю часть головы при кадрировании крупного портрета. =: ) Кстати, когда портрет очень крупный, то подбородок стараются оставить максимально нетронутым, насколько это возможно:
![crop_4.jpg](http://i33.photobucket.com/albums/d82/podakuni/Tutorial/crop_4.jpg)
Это делается для того, чтобы оставить максимум информации об эмоции человека (подбородок — это нижняя челюсть/рот — то, что влияет на демонстрацию эмоции, в отличие ото лба).
Ну и в заключении необходимо сказать, что построение композиции — это намного более сложный процесс, чем просто прикладывание "Третей" или "Золотого сечения". Тут всё намного сложнее. И проще. =: )
Автор: Антон Мартынов