fotostrelok
Member
Камрады! среди участников форума есть несколько людей (взять хотя бы модераторов :beer, которые зарабатывают фотосъёмкой, особенно свадебной. Есть также люди, подумывающие о том, не сменить ли им профессию на фотографа.
учитывая, что живём мы (практически все) в разных городах и даже странах и, следовательно, вероятность конкуренции пренебрежимо мала, отчего бы не заняться систематизацией полезного для всех опыта?
для затравки приведу ссылку на сегодняшнюю статью с блога lighting-essentials.com:
http://www.lighting-essentials.com/10-pricing-challenges-and-strategies-for-photographers/
рекомендую прочитать оригинал полностью. В очень кратком виде статью можно пересказать так:
1. Если клиент требует от вас демпинга, это - не ваш клиент.
Просто позвольте ему уйти. Возможно, он найдёт себе дешёвого исполнителя, но это уже будет не ваша проблема.
2. Гораздо проще убедить клиента заплатить вашу цену, если сделать разбивку по статьям расходов.
Ваш гонорар: ХХ у.е.
Права на использование: ХХ у.е.
Помощник: ХХ у.е.
Аренда места съёмки: ХХ у.е.
Стилист: ХХ у.е.
Декорации: ХХ у.е.
Питание: ХХ у.е.
Разное: ХХ у.е.
Итого: ХХ у.е.
Теперь, если клиент захочет сбавить цену, ему придётся от чего-то отказаться. Никогда не уменьшайте свой гонорар - в крайнем случае вычёркивайте другие строики из счёта.
3. Если клиент не способен оценить качество снимка, отличить красивую работу от халтурной - это не ваш клиент.
Не тратьте на него время. Такие люди понимают только язык денег и демпинга.
4. Клиент может найти хорошие снимки за дёшево, особенно в фотобанках.
Да, это так.
5. Маленькие задания должны оплачиваться на месте съёмки; аванс нужно брать всегда.
Для больших заданий можно предоставлять отсрочку платежа (рекламные агентства?), мелкие же оплачиваются по факту.
Освободить от уплаты аванса можно только старого, проверенного клиента, с которым у вас отличные отношения.
6. Никаких сюрпризов во время или после съёмки.
Если клиент просит вас "заодно" снять то-то и то-то, раз уж вы здесь, не стоит молча соглашаться (бесплатно) или потом огорошивать его дополнительным счётом.
Вместо этого достаньте договор / техзадание на съёмку, в котором изложены все условия и обозначены результаты, которые нужно сдать (а также требуемые для этого реквизиты, расписание съёмки, предоставляемые права на использование и т.д.), и спросите представителя клиента, уполномочен ли он изменить договор. Если да, пусть подпишет дополнительное соглашение - и дополнительный счёт.
7. Бесплатная съёмка.
Иногда имеет смысл снимать что-то без денежного вознаграждения. Либо это что-то, что действительно принесёт вам хорошо оплачиваемую работу (поможет обзавестись связями и сделает портфолио более ценным), либо это должно быть благое дело, в которое вы верите, например, помощь детскому дому. Обязательное условие: когда вы снимаете бесплатно, пусть это будет ваше творчество. Если же клиент хочет, чтобы вы снимали так, как это нужно ему, а не так, как это представляется вам, то такая работа должна оплачиваться.
8. Брэнд.
Брэнд - это стратегия ценообразования. Это способ назначать цену выше среднего, потому что ваша работа того стоит, потому что вы выделяетесь из толпы.
Брэнд появляется при сложении двух составляющих: а) у вас должно быть что-то особенное (свой узнаваемый стиль, редкое оборудование или умения, которые позволяют добиваться необычных эффектов). б) все потенциальные клиенты должны об этом знать.
Чтобы люди узнали о ваших талантах, составьте маркетинговый план и следуйте ему. Информация о вас должна постоянно уходить в массы, будь то сарафанное радио или оплаченные каналы продвижения. Думайте.
Да, и последнее - брэнд означает "никакого демпинга". Снимайте меньше, но дороже. Тогда о вас будут знать как о дорогом фотографе, который делает своё дело хорошо.
9. Виды оплаты: почасовая, сдельная, за день
Выставляя счёт, вы должны чётко знать свои затраты и ресурсы, которыми располагаете.
Сколько часов в неделю вы можете снимать? Редактировать? Сколько денег вы тратите на оборудование, аренду, страховку, маркетинг, встречи с клиентами, показ портфолио, бензин? Какой месячный доход вас устраивает?
Допустим, ваши расходы составляют ХХ у.е., а желаемый доход, который позволит кормить семью - 2ХХ. Тогда ежемесячно вы должны находить работу на 3ХХ плюс налоги. Если вы можете снимать 2 крупных проекта в неделю (8 в месяц), то стоимость одной работы должна составлять (3ХХ+налоги)/8.
10. Занимайтесь своим бизнес-образованием, рано или поздно это себя оправдает.
учитывая, что живём мы (практически все) в разных городах и даже странах и, следовательно, вероятность конкуренции пренебрежимо мала, отчего бы не заняться систематизацией полезного для всех опыта?
для затравки приведу ссылку на сегодняшнюю статью с блога lighting-essentials.com:
http://www.lighting-essentials.com/10-pricing-challenges-and-strategies-for-photographers/
рекомендую прочитать оригинал полностью. В очень кратком виде статью можно пересказать так:
1. Если клиент требует от вас демпинга, это - не ваш клиент.
Просто позвольте ему уйти. Возможно, он найдёт себе дешёвого исполнителя, но это уже будет не ваша проблема.
2. Гораздо проще убедить клиента заплатить вашу цену, если сделать разбивку по статьям расходов.
Ваш гонорар: ХХ у.е.
Права на использование: ХХ у.е.
Помощник: ХХ у.е.
Аренда места съёмки: ХХ у.е.
Стилист: ХХ у.е.
Декорации: ХХ у.е.
Питание: ХХ у.е.
Разное: ХХ у.е.
Итого: ХХ у.е.
Теперь, если клиент захочет сбавить цену, ему придётся от чего-то отказаться. Никогда не уменьшайте свой гонорар - в крайнем случае вычёркивайте другие строики из счёта.
3. Если клиент не способен оценить качество снимка, отличить красивую работу от халтурной - это не ваш клиент.
Не тратьте на него время. Такие люди понимают только язык денег и демпинга.
4. Клиент может найти хорошие снимки за дёшево, особенно в фотобанках.
Да, это так.
5. Маленькие задания должны оплачиваться на месте съёмки; аванс нужно брать всегда.
Для больших заданий можно предоставлять отсрочку платежа (рекламные агентства?), мелкие же оплачиваются по факту.
Освободить от уплаты аванса можно только старого, проверенного клиента, с которым у вас отличные отношения.
6. Никаких сюрпризов во время или после съёмки.
Если клиент просит вас "заодно" снять то-то и то-то, раз уж вы здесь, не стоит молча соглашаться (бесплатно) или потом огорошивать его дополнительным счётом.
Вместо этого достаньте договор / техзадание на съёмку, в котором изложены все условия и обозначены результаты, которые нужно сдать (а также требуемые для этого реквизиты, расписание съёмки, предоставляемые права на использование и т.д.), и спросите представителя клиента, уполномочен ли он изменить договор. Если да, пусть подпишет дополнительное соглашение - и дополнительный счёт.
7. Бесплатная съёмка.
Иногда имеет смысл снимать что-то без денежного вознаграждения. Либо это что-то, что действительно принесёт вам хорошо оплачиваемую работу (поможет обзавестись связями и сделает портфолио более ценным), либо это должно быть благое дело, в которое вы верите, например, помощь детскому дому. Обязательное условие: когда вы снимаете бесплатно, пусть это будет ваше творчество. Если же клиент хочет, чтобы вы снимали так, как это нужно ему, а не так, как это представляется вам, то такая работа должна оплачиваться.
8. Брэнд.
Брэнд - это стратегия ценообразования. Это способ назначать цену выше среднего, потому что ваша работа того стоит, потому что вы выделяетесь из толпы.
Брэнд появляется при сложении двух составляющих: а) у вас должно быть что-то особенное (свой узнаваемый стиль, редкое оборудование или умения, которые позволяют добиваться необычных эффектов). б) все потенциальные клиенты должны об этом знать.
Чтобы люди узнали о ваших талантах, составьте маркетинговый план и следуйте ему. Информация о вас должна постоянно уходить в массы, будь то сарафанное радио или оплаченные каналы продвижения. Думайте.
Да, и последнее - брэнд означает "никакого демпинга". Снимайте меньше, но дороже. Тогда о вас будут знать как о дорогом фотографе, который делает своё дело хорошо.
9. Виды оплаты: почасовая, сдельная, за день
Выставляя счёт, вы должны чётко знать свои затраты и ресурсы, которыми располагаете.
Сколько часов в неделю вы можете снимать? Редактировать? Сколько денег вы тратите на оборудование, аренду, страховку, маркетинг, встречи с клиентами, показ портфолио, бензин? Какой месячный доход вас устраивает?
Допустим, ваши расходы составляют ХХ у.е., а желаемый доход, который позволит кормить семью - 2ХХ. Тогда ежемесячно вы должны находить работу на 3ХХ плюс налоги. Если вы можете снимать 2 крупных проекта в неделю (8 в месяц), то стоимость одной работы должна составлять (3ХХ+налоги)/8.
10. Занимайтесь своим бизнес-образованием, рано или поздно это себя оправдает.